пос. Кадом (Милостиво-Богородицкий женский монастырь)

Паломничество из Ульяновска в Милостиво-Богородицкий монастырь Касимовской епархии пос. Кадом – прекрасная возможность посетить удивительное Святое место. Опишем это святое место цитатой из «Описания Кадомского монастыря» священника Иоанна Кобякова: «Город Кадом – чисто православный город, его жители набожны и усердны к храмам Божьим. Город Кадом – счастливый город. Батюшка Серафим Саровский говорил, что Матерь Божия однажды видимым образом являлась в этом городе – благословила Кадом и доселе хранит его. Для поддержания благочестия основала здесь женский монастырь». Преподобный Серафим Саровский, действительно, окормлял не только Дивеевскую, но и Кадомскую общину, и до сих пор сохраняется связь между двумя обителями

владыка Дионисий о причине своего радостного, но труднообъяснимого переживания в Кадоме: Такой же опыт я пережил, когда впервые побывал на Святой Горе. Там чувствуешь, что Матерь Божия рядом и всем, что вокруг, управляет, все благословляет. Тогда я понял, откуда у меня это чувство в Кадоме. Уверен, что и многие другие паломники ощущают присутствие здесь Царицы Небесной. Сказать, что это удел Пресвятой Богородицы, было бы самонадеянно, но то, что это место отмечено Ее милостью, несомненно. Но и сегодня, по словам епископа Дионисия, у монахинь есть живой пример – Духовник обители архимандрит Афанасий (Культинов). 

Ссылка на описание монастыря: www.kadom.blagochin.ru/kadomskijj_milostivo-bogorodickijj_monastyr

Выезд в 7:00 утра из г.Димитровграда через г.Ульяновск (желающие из г.Ульяновска могут присоединиться к паломничеству) в село Дигилевка. Принимаем участие в водосвятном молебне. Далее выезжаем в поселок Кадом с ночевкой в гостинице. Утром учавствуем в Богослужении, причастие по желанию. После Богослужения происходит личное общение с настоятелем монастыря архимандритом Афанасием (Культиновым)

Архимандрит АфанасийАрхимандрит Афанасий (Культинов)Схиархимандрит Афанасий КадомПаломничество в КадомПаломничество КадомПаломничество из Димитровграда и УльяновскаПаломничество в автобусеПаломничество из Димитровграда и Ульяновска

      В 2018 году исполнилось 150 лет со дня образования Кадомского Милостиво-Богородицкого женского монастыря. Именно так стала называться Кадомская женская община в 1868 году. Но основание монастыря было положено ещё в 1793 году купеческой девицей Еленой Филипповной Рожновой. У неё и у других жительниц Кадома было благочестивое желание посвятить свою жизнь Богу в монастырском уединении. Но как устроить монастырскую жизнь они не знали, поскольку не имели опыта. Поэтому было решено  обратиться к игуменье Рязанского женского Богоявленского монастыря Евгении с просьбой уволить к ним для обучения монастырскому уставу известную им послушницу Екатерину Варфоломеевну. Кадомское городское общество, узнав об этом благом начинании, с сочувствием отнеслось к нему. В 1797 году оно обратилось к Рязанскому епископу Симеону разрешить при Кадомской Димитриевской церкви основать женскую общину с названием «богадельня», обещая помогать ей в дальнейшем существовании. В том же 1797 году, 3июня последовало разрешение Рязанского Епархиального начальства открыть при Димитриевской церкви женскую общину с названием Кадомской богадельни. До 1849 года община так и именовалась, пока не была переименована по ходатайству епископа Николая в женскую общину, а в 1868 году с Высочайшего соизволения община переименована в женский общежительный монастырь. Но для того чтобы получить на это дозволение, нужно было соответствовать наименованию «монастыря»: необходимо недвижимое имущество, кельи для сестёр, устроенные храмы, как снаружи, так и внутри. К этому событию обитель долго готовилась. К 1857 году на собранные жертвователями деньги было приобретено 179 десятин земли на Никиткинской даче. При игуменье Магдалине было сооружено множество построек, закуплены церковная утварь и книги, колокола, в 1868 году было открыто женское училище с сиротовоспитательным заведением для девочек. Разрешение было дано. Теперь в монастыре была игуменья. 

       Продолжение можете прочитать на сайте Кадомского благочиния: www.kadom.blagochin.ru/kadomskijj_milostivo-bogorodickijj_monastyr

Нынешний духовник обители архимандрит Афанасий (Культинов):

В 1961 году протоиерей Анатолий Правдолюбов (1914–1981), исповедник, отсидевший за веру на Соловках, участник Великой Отечественной войны, на теплоходе по реке Оке по маршруту Касимов–Муром, и второй помощник капитана, увидев священника, пригласил его к себе в каюту, где они долго беседовали. Помощника капитана звали Анатолий Культинов. Ему было 24 года, его уже тогда интересовали вопросы веры, и через несколько лет он ушел с речного флота, чтобы служить в Церкви. Это и был будущий архимандрит Афанасий. 

Монах вопреки: 

Молодой речник уже активно воцерковлялся, обвенчался с женой, но о священстве не помышлял и даже не понял, что имел в виду отец Иоанн, когда сказал ему: «Анатолий, ищи ямочку себе». Однако уже после отъезда отца Иоанна в Печоры он спросил жену: «Зоя, ты разрешишь мне уйти служить в Церковь?». Супруга сказала, что не против. «И к юбилею революции я им преподнес «подарок» – ушел с речного флота», – вспоминает архимандрит Афанасий. Вспоминает с улыбкой, но тогда ему было не до смеха. Устроился в Никольский храм истопником на 50 рублей в месяц, а супруга ждала третьего ребенка. В малом городе все друг друга знают, и когда вчерашний речник проезжал на повозке с дровами, ему вслед кричали: «Штурман!».

Потом в поселке Тума Клепиковского района помогал художникам, расписывающим храм, – малярничал. – А там была староста, мать Варвара, ныне покойница, – рассказывает архимандрит Афанасий. – Ростом метр пятьдесят, но волевая! Как-то стою в алтаре и возглашаю: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице». Она: «Ты чего, Анатолий?» – «Да я служить хотел бы». Мать Варвара поехала к уполномоченному по делам религий, просила, чтобы он разрешил архиерею рукоположить Анатолия, но уполномоченный только позволил взять его в храм псаломщиком.

В феврале 1969 года Анатолия все-таки рукоположили в диаконы, а в священники его кандидатуру уполномоченный ни за что не хотел пропустить. Возможно, быть бы ему диаконом как минимум до перестройки, но в первые дни 1970 года в Рязань приехал митрополит Ленинградский Никодим (Ротов). Уроженец Рязанской области, приехал он на свою малую родину по грустному поводу – хоронить маму, Елизавету Михайловну. Накануне решил вопрос с уполномоченным, и 3 января, в день похорон Елизаветы Михайловны Ротовой, состоялась священническая хиротония диакона Анатолия Культинова.

Отец Афанасий вспоминает, что на рукоположении присутствовали и потом сослужили митрополиту Никодиму молодые тогда иеромонахи Ювеналий (ныне митрополит Крутицкий и Коломенский) и Кирилл (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси).

– А потом, – продолжает архимандрит Афанасий, – я стал «чудить». Пришел после рукоположения и говорю матушке: «Давай жить как брат с сестрой». Отец Владимир Правдолюбов, когда я ему рассказал, воскликнул: «Ты что творишь? Потеряешь матушку, уйдет она от тебя».

Но попробуй докажи мне, я же «святой». Прелесть духовная началась. Когда три года прошло и меня в ум привели, матушка мне сказала: «Ты тогда как зверь стал, с тобой ни о чем нельзя было говорить».

У них родилось еще двое детей (отец Димитрий – в 1978 году, через месяц после переезда семьи из Тумы в Кадом). Однако потом отец Анатолий стал думать о монашестве. В 1999 году на Афоне он принял тайный постриг в келье преподобного Силуана. Признался митрополиту Рязанскому Симону (1928–2006). Владыка сначала укорил: «Что ж ты своеволие проявил?», но потом сказал: «Значит, Матерь Божия тебя благословила».

Теперь отец Афанасий относится к своему тогдашнему решению принять постриг критически.

– Был у меня на речном флоте друг, третий помощника механика. Друг этот срочную на флоте служил. А я не служил, потому что когда мне было восемь месяцев, сестра печку растапливала, за мной не углядела, я сунулся туда и обжег руку (кисть левой руки у батюшки сильно повреждена – прим. авт.).

И вот, идем как-то с другом по парку, у меня нашивки: второй помощник капитана. Сидит моряк на лавке, увидел нас и говорит: «Вот он служил в морфлоте, а ты не служил». По «почерку» – походке, мотанию рук – сразу увидел, кто из нас моряк, а кто нет. Так и монашество. Я монах, а опыта монашеского у меня нет – в монастыре не подвизался.

Если бы я тогда понимал, какая это ответственность, не принял бы постриг. Не потому, что не люблю монашество, а потому что раз был белым священником, надо было им и оставаться. Раньше, если священник и матушка уходили в монахи, то он шел в мужской монастырь, а она в женский. А моя матушка не очень хотела, я ее склонял к монашеству. Через год она приняла постриг.

С другой стороны, отец Иоанн (Крестьянкин) подарил мне постригальный крест, я это понимаю как благословение на монашество, хотя он наверняка провидел все мои падения.

Уход одного или обоих супругов в монашество в священнических семьях не редкость, и хотя правила Русской Православной Церкви это допускают (по обоюдному согласию, если супруги бездетны или все дети уже выросли и стали самостоятельными), но относятся к этому правилу по-разному. В частности, когда в 2015 году обсуждался проект документа Межсоборного присутствия «О церковном браке», некоторые священники высказывали сомнения в том, насколько это оправданно и соответствует духу Евангелия.

Вопрос к  отцу Афанасию:

– Если сегодня к вам придет бездетный женатый священник или батюшка, у которого все дети уже совершеннолетние и самостоятельные, и скажет, что они с матушкой решили разойтись по монастырям, или он один хочет принять постриг, а она не возражает, посоветуете ли вы ему идти в монахи?

– Я бы не благословил. Если овдовел, другое дело.

Чем глубже вера, тем критичнее человек относится к себе. Ведь и многие слова молитв о нашей греховности и мерзости нам принять трудно, потому что составлены эти молитвы святыми, а они видели себя именно такими – самыми грешными. Но святыми не рождаются, святыми становятся, преодолевая страсти, искушения, падая и поднимаясь. Только если забыть об этом, рассказ отца Афанасия о том, что он порой бывал ревностен не по разуму, может смутить, шокировать. Духовный путь его был непростым, но плоды удивительны.

Нам важно Ваше мнение:
оставьте свои пожелания, предложения и отзывы

Поделиться в соцсетях